К общим требованиям к образовательному процессу при реализации образовательной программы среднего образования относятся:
• обеспечение качества образования;
• обеспечение реализации образовательной программы среднего образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, состояния их здоровья;
• обеспечение равенства белорусского и русского языков;
• соблюдение принципов системности и единства педагогических требований;
• соответствие форм и методов обучения и воспитания целям среднего образования;
• соблюдение установленных законодательством в сфере общего среднего образования продолжительности учебного года и каникул, сроков и форм аттестации, норм оценки результатов учебной деятельности по учебным предметам; максимальной допустимой учебной нагрузки в неделю на одного учащегося;
• охрана здоровья учащихся, соблюдение специфических санитарно- эпидемиологических требований и гигиенических нормативов;
• создание условий для активизации самостоятельной учебной деятельности учащихся, удовлетворения их индивидуальных образовательных запросов, развития творческих способностей, включение учащихся в различные виды социально значимой деятельности;
• создание безопасных условий организации образовательного процесса.
Особенности организации образовательного процесса при реализации образовательной программы среднего образования
• В структуре общего среднего образования III ступень общего среднего образования является завершающей и направлена на профессиональное самоопределение.
• Учебная деятельность для учащихся X и XI классов с учетом их возрастных особенностей (стремление углубить знания в определенной предметной области, к самостоятельной исследовательской деятельности, потребность проявить свои способности в социально значимой деятельности) является средством реализации жизненных планов и направлена на структурную организацию, пополнение и систематизацию индивидуального опыта.
• Образовательный процесс при реализации образовательной программы среднего образования направлен на формирование гуманистических мировоззренческих позиций, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и норм культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе; развитие индивидуальности и творческих способностей с учетом профессиональных намерений, интересов и образовательных запросов учащегося.
• Дальнейшее совершенствование и расширение общеучебных умений, навыков и способов деятельности при освоении содержания образовательной программы среднего образования содействует успешному развитию и социализации учащегося (готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования, непрерывному образованию, производительному труду, созидательному и ответственному участию в жизни семьи, общества и государства).
• На III ступени общего среднего образования может осуществляться профильное обучение как целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности учащихся на основе индивидуализации при изучении учебных предметов, в том числе учебных предметов, изучаемых на повышенном уровне, учебных предметов с профессиональной ориентацией содержания (профильных учебных предметов), и проведении факультативных занятий, содержание которых связано с определенным видом профессиональной деятельности.
• Изучение учебных предметов на III ступени общего среднего образования осуществляется на двух уровнях: базовом и повышенном. Базовый уровень изучения учебного предмета предусматривает минимально необходимый объем содержания учебного материала, достаточный для формирования у учащихся социальной и функциональной грамотности. Изучение учебного предмета на повышенном уровне осуществляется на основе теоретического обобщения и систематизации ранее усвоенного социального опыта в контексте изучения фундаментальных вопросов бытия, формирования современной научной картины мира, нравственных и мировоззренческих основ личности учащегося.